Дополнительное образование
Мини-футбол
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯЛХОЙ-МОХКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Принята Утверждена
Педагогическим советом приказом МБОУ «Ялхой-Мохковская СШ»
(протокол от 24.08.2022 г. № 1) ________________/А.М.Батигов/
от 25.08.2022 г. № 14
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мини-футбол»
Направленность: физкультурно-спортивная
Уровень программы: стартовый
Возраст обучающихся: 12-15
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: Домбаев Ю.Х.,
педагог дополнительного образования
с.Ялхой-Мохк – 2022 г.
№ |
Раздел |
Стр. |
|
I. |
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. |
3 |
|
1.1. |
Нормативно-правовая база |
3 |
|
1.2. |
Направленность (профиль) программы |
3 |
|
1.3. |
Уровень освоения программы |
3 |
|
1.4. |
Актуальность программы |
3-4 |
|
1.5. |
Отличительные особенности программы |
4 |
|
1.6. |
Цель и задачи программы |
4-5 |
|
1.7. |
Категория обучающихся |
5 |
|
1.8. |
Сроки реализации и объем программы |
5 |
|
1.9. |
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий |
5 |
|
1.10. |
Планируемые результаты освоения программы |
6 |
|
Раздел 2. Содержание программы |
|||
2.1. |
Учебный (тематический) план |
6-18 |
|
2.2. |
Содержание учебного плана |
18-20 |
|
3. |
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы. |
20-23 |
|
4. |
Раздел 4. Комплекс организационно-педагогических условий. |
23 |
|
4.1. |
Материально-технические условия реализации программы. |
23 |
|
4.2. |
Кадровое обеспечение программы. |
24 |
|
4.3. |
Учебно-методическое обеспечение. |
24-44 |
|
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
1.1. Нормативная правовая база к разработке дополнительных общеобразовательных программ:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - приказ № 196).
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
- Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации.
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
- Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в частях, не противоречивых современному законодательству).
- Положение о ДООП.
1.2.Направленность программы - физкультурно-спортивная. Работа кружка предусматривает:
-содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья обучающихся;
-привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
1.3.Уровень освоения программы - стартовый.
Стартовый уровень – 1 год обучения, объем 144 часа. Охватывает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для физического развития обучающихся. Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом комплектования учебной группы по мини-футболу и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.
1.4. Актуальность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения.
На современном этапе развития общества программа отвечает запросам детей и родителей: формирует социально значимые знания, умения и навыки, оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровьесберегающее воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает детей к творчеству.
Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время значительная часть обучающихся занимается физическими упражнениями лишь на уроках физической культуры. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Поэтому одной из важнейших задач является привлечение как можно большего числа обучающихся к систематическим занятиям в различных спортивных кружках для повышения уровня физической подготовленности.
1.5. Отличительные особенности
данной общеобразовательной общеразвивающей программы от существующих в этой области заключаются в том, что она ориентирована на применение широкого комплекса упражнений, направленных на гармоничное совершенствование основных физических качеств. Дети занимаются общеразвивающими, беговыми упражнениями, изучают приёмы владения мячом и элементарные навыки футбольной игры.
1.6. Цель и задачи программы.
Целью программы «Мини-футбол» является формирование и развитие навыков разносторонней общефизической и физической подготовленности: выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей, а также воспитание морально- этических и волевых качеств, формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям по футболу и здоровому образу жизни.
Задачи:
Образовательные:
-обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
-укрепление здоровья и закаливание организма, привитие интереса к систематическим занятиям мини-футболом;
-освоение процесса игры в соответствии с правилами мини-футбола; изучение элементарных теоретических сведений о личной гигиене, истории футбола, технике и тактике, правил игры в мини-футбол.
Оздоровительные:
- укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма, содействие нормальному физическому развитию;
- обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений;
- овладение основами технических приёмов, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры в мини-футбол.
Воспитательные:
- воспитание интереса и потребности в систематических занятиях мини-футболом;
- воспитание гигиенических навыков и правильного режима;
-воспитание дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы, честности и отзывчивости;
-содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов, активной, творчески мыслящей личности;
-воспитание адекватных способов взаимодействия с партнерами в учебной, игровой и соревновательной деятельности.
1.7. Категория обучающихся.
Программа рассчитана на детей 13-15 лет.
Группа комплектуется из обучающихся, не имеющих специальных знаний и навыков практической работы.
Зачисление осуществляется при желании ребенка по заявлению его родителей (законных представителей) и представлении справки о состоянии здоровья ребенка.
1.8. Сроки реализации объем программы.
Срок реализации программы - 1 год. Объем программы - 144 часа.
1.9. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.
Занятия проводятся в разновозрастных группах, численный состав группы – 15 человек.
Режим занятий:
- занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность занятий - 40 минут, перерыв 5 минут.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы и формы обучения.
Организация образовательного процесса - группы обучающихся сформированы из разных возрастных категорий.
Формы занятий.
На занятиях занимающиеся знакомятся с основами техники и тактики футбола. Ребята отрабатывают технику и тактику игры футбола, совершенствуют ее. Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям по мини-футболу и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются словесные и наглядные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у обучающихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- методы упражнений;
- игровой;
- соревновательный.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у обучающихся образовались некоторые навыки игры.
1.10. Планируемые результаты освоения программы.
В результате освоения программы, обучающиеся должны получить личностные, метапредметные и предметные результаты по мини-футболу.
Личностные результаты:
- знать историю развития футбола;
- ответственно относиться к учению;
- осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, языку, религии;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и сотрудничестве со сверстниками;
-осознанно относится к собственным поступкам.
Предметные результаты:
-уметь организовать самостоятельные занятия по футболу с соблюдением правил техники безопасности;
-уметь оказывать первую помощь при легких травмах;
-уметь вести наблюдение за динамикой развития своих физических качеств;
-уметь выполнять комплексы общеразвивающих и специальных упражнений с мячами;
-владеть основами технических действий, приемами и физическими упражнениями по мини-футболу, уметь использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности.
Метапредметные результаты:
-уметь самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
-владеть основами самоконтроля, самооценки;
-уметь работать индивидуально и в группе, находить общее решение, разрешать конфликты на основе согласованных позиций и учета интересов;
-уметь формулировать, аргументировать и отстаивать свое умение;
-уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Ожидаемые результаты.
В результате освоения обязательного минимума содержания программы по мини-футболу дети в объединении должны достигнуть следующего уровня развития физической подготовки:
Знать:
-историческое развитие физической культуры и спорта в России. Особенности возникновения и развития игры в футбол;
-о деятельности систем кровообращения, дыхания в процессе и после воздействия физических нагрузок и способах контроля над деятельностью этих систем;
-возрастные особенности развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости;
-психофункциональные особенности собственного организма, индивидуальные способы контроля над развитием его адаптивных свойств, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
-способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования;
-правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
-технически правильно осуществлять двигательные действия в футболе, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
-проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;
-управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
-соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях.
Следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ – это индивидуальная система ежедневного проведения человека, которая обеспечивает ему максимальное благополучие, в том числе и физического с учётом его индивидуальных качеств и запросов.
"Юный эколог"
Содержание программы
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы -3
1.1. Нормативно-правовая база-3
1.2. Направленность программы - 3
1.3.Уровень освоения программы- 3
1.4. Актуальность программы - 3
1.5. Цель и задачи программы - 4
1.6. Отличительные особенности программы- 4- 5
1.7. Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы - 5
1.8. Сроки реализации и объём программы - 5
1.9. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий - 5
1.10. Планируемый результат - 5-6
2. Содержание программы-6
2.1. Учебный (тематический) план-6-11
2.2. Содержание учебно-тематического плана-11
3. Формы аттестации и оценочные материалы-14
4. Комплекс организации педагогических условий -15
4.1. Материально-техническое обеспечение -15
4.2. Кадровое обеспечение-15
4.3.Учебно-методическое обеспечение -15-19
Список литературы-20-21
Приложение 1-22-29
Приложение 2-30-32
-
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1.Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – приказ № 196).
3. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".
6. Приказ Министерства просвещения России от 03.09.2019№ 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования».
1.2.Направленность программы. Объединение «Юный эколог» имеет социально-гуманитарную направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Программа представляет собой инструмент введения ребенка 9-12 лет в мир экологии, растений и животных на основе исследований.
1.3.Уровень программы- стартовый.
1.4. Актуальность программы, как части общей культуры личности ребёнка, обострилась под влиянием следующих причин:
-обучающиеся хотят знать об окружающем мире как можно больше, но последовательное обучение без включения обучающихся в активный процесс познания природы невозможно.
-педагог ориентирован на то, чтобы передать детям определённое, строго детерминированное знание, которое тот должен усвоить. Изначально требуемое взаимодействие обучающегося и педагога как двух личностей отходит на второй план или вовсе теряется. Это, в конечном счёте, непременно сказывается на результате обучения: оно так и остаётся суммой знаний, не затрагивая душу ребёнка, поэтому необходимо сделать всё возможное, чтобы поддержать интерес детей к познанию окружающего мира.
Бесспорная актуальность данной программы заключается и в том, что его преподавание связано как с получением знаний и навыков в области общей и практической экологии, так и с переосмыслением мировоззренческих, культурных ориентиров обучающихся, становлением целостной личности. Ее актуальность основывается на интересе, потребностях обучающихся и их родителей. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. На основе социального заказа муниципального образования и создана летняя школа с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «Ялхой-Мохковская СШ».
Новизна. Новизна программы заключается в том, что на период летней школы площадка досуга превращается в необъятное поле деятельности под открытым небом,
почти все занятия и мероприятия проходят на улице. В течение смены дети смогут
отправиться в увлекательные экскурсии, а так же открыть для себя
новые знания, ближе познакомиться с природой родного края.
Новизна заключается еще и в том, что в процессе работы идёт повторение и
использование умений и навыков, полученных на занятиях кружка «Юный ботаник».
Предлагаемая программа соответствует действующему законодательству, отражает цели и задачи данной программы.
Педагогическая целесообразность. Программа основана на развитии интереса к познаниям в экологии, потребности в изучении живой и неживой природы, любознательности, смекалки, сообразительности детей, развитии логического мышления детей. У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, трудолюбие, самостоятельность, любовь к природе, сострадание, наблюдательность.
Невозможно добиться высоких результатов, не приложив трудолюбия, терпения. Наблюдая за растениями или животными, ухаживая за ними, обучающиеся радуются своим успехам, испытывая восторг и чувство собственного достоинства за то, что они помогли сохранить погибающее растение. Конкретный результат вызывает чувство радости, удовлетворения. Задача педагога – в доступной форме дать начальные знания основ экологии, раскрыть интеллектуальные возможности ребенка.
Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными для детей 9-12 лет, так как учтены психологические особенности их возраста, уровень умений и навыков обучающихся, а содержание отображает познавательный интерес данного возраста.
Не каждый из них станет защитником природы, но каждый в состоянии научиться понимать истинную красоту и пользу природы, которая преображает душу, делает ее доброй, отзывчивой, возвышенной и творческой.
1.5. Цель и задачи программы
Цель: формирование экологического сознания, основанного на чувстве сопричастности и ответственности по отношению к окружающему миру.
Задачи:
-формирование экологической культуры обучающихся;
-развитие способности к причинно-следственному анализу экологических проблем и прогнозу последствий деятельности человека;
-формирование патриотизма и гражданственности, воспитание любви к родному краю;
-формирование осознанного и уважительного отношения к природе, окружающей среде;
-пробуждение чувства личной ответственности за малую Родину;
-развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
-ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
-элементарный опыт природоохранительной деятельности.
1.6.Отличительные особенности программы.
Программа предполагает экскурсии в природу, во время прогулки ребята невольно обращают внимание на разнообразие растений и животных, а также природный материал, который они собирают. В связи с этим, в программу включены занятия по работе с природным материалом, которые направлены на развитие творческого потенциала ребенка, сближение детей с родной природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней и формирование трудовых навыков при работе с природным материалом. Создание педагогом условий для активной самореализации, креативности обучающихся. Интеграция занятий. Работа с родителями, сотрудничество с социумом.
Программа «Юный эколог» знакомит детей с элементами таких наук как астрономия, биология, зоология, география, что расширяет кругозор детей и отражает практическое применение знаний в других областях. Раскрывает способности и поддерживает одаренных детей.
Авторскими находками данной программы являются: система учебно-тематического планирования, использование авторских игровых технологий в системе введения в мир природы, содержание программы опирается на занятия, разработанные автором Ильченко Светланой Юрьевной.
Краткая характеристика психофизиологических особенностей детей
Программа адресована детям младшего подросткового возраста. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Младший подростковый возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, и мире в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к себе, к людям, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе. Особенностью этого возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит педагогу. Однако по мере овладения умениями участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту. Этому помогают такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как целостное мировосприятие, врождённая любознательность и эмоциональная восприимчивость.
1.7. Категория обучающихся.
Порядок формирования группы: Группа формируется по добровольному принципу из обучающихся разных возрастов, посещающих летнюю школу дневного пребывания. Наполняемость группы – 15 человек.
Программа рассчитана на детей 9-12 лет. Зачисление осуществляется при желании ребенка по заявлению его родителей (законных представителей).
1.8.Срок реализации и объем программы.
Программа создана для обеспечения познавательного досуга детей в летней профильной школе дневного пребывания. Срок реализации программы - 21 день. Общее количество часов по программе составляет 42 часа. Данный курс реализуется с 05. 07.2021 по 28.07.2021.
1.9.Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.
Параллельно с учебной деятельностью ребенок вливается в новый коллектив, включается в процесс межличностного взаимодействия со сверстниками и педагогом. Дети в подростковом возрасте активно овладевают навыками общения. В этот период происходит установление дружеских контактов, приобретение навыков взаимодействия со сверстниками.
Занятия проводятся в разновозрастной группе, численный состав группы – 15 человек.
На занятиях используется групповая и индивидуальная работа.
Формы работы, используемые на занятиях:
- беседа;
- демонстрация;
- практика;
- творческая работа;
- проектная деятельность, а также игровые методы и приемы подачи материала.
Виды занятий:
Теоретические, практические, комбинированные занятия, экскурсии.
Режим занятий: занятия проводятся 6 раз в неделю по 2 часа.
Продолжительность занятий – 45 минут, перерыв -10 минут.
1.10.Ожидаемые результаты.
Личностными результатами являются:
-интерес к познанию мира природы;
-потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
-преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой
с точки зрения экологической допустимости;
-установка на безопасный здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами являются:
-способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
-способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
-осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;
-способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами являются:
-усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной действительности;
-владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младших школьников), необходимым для дальнейшего образования в области естественно – научных дисциплин;
-умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события, происходящие в природе.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов
Первый уровень результатов предполагает приобретение новых знаний, опыта решения задач по различным направлениям. Результат выражается в позитивном отношении детей к базовым ценностям общества, в частности к природе.
Второй уровень результатов проявляется в активном использовании своих знаний, приобретении опыта самостоятельного поиска информации, систематизации и оформлении интересующей информации, ценностного отношения к природе и окружающему миру.
Третий уровень результатов предполагает получение самостоятельного опыта экологической деятельности. Он проявляется в участии детей в различных природоведческих конкурсах, викторинах, выполнение творческих работ и проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Обучающиеся будут знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России,
-какую пользу приносят представители животного мира;
-планета Земля - наш большой дом;
-Солнце - источник жизни на Земле;
-неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
-влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
-значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
-значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
-многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
-основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
-человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
-позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
-что такое наблюдение и опыт;
-экология - наука об общем доме;
-экологически сообразные правила поведения в природе.
Обучающиеся будут уметь:
-узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
-выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
-ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
-доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
-предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
-осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
-наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
-оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
-ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.